Экспортеры жалуются на перебои с поставками шрота через Прибалтику

Участники рынка и Минсельхоз ищут другие направления отгрузок

Примерно треть экспорта российского шрота идет через Прибалтику
Примерно треть экспорта российского шрота идет через Прибалтику

Переработчики российской масложировой отрасли столкнулись с проблемой транспортировки шрота и жмыха на прибалтийском направлении — через порты Латвии, Литвы и Эстонии. Как говорилось на совещании, прошедшем в Минсельхозе 31 октября под председательством первого замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова, экспорт шрота и жмыха через Прибалтику ограничен — из запланированного объема перевозчик доставляет не более половины. «Сложившаяся тенденция серьезно обеспокоила не только бизнес, но и министерство сельского хозяйства России», — сообщает пресс-служба ведомства.

На совещании крупнейшие переработчики подсолнечника и сахарной свеклы пояснили, что испытывают регулярные перебои на протяжении последних двух месяцев, сообщает . Как пояснил «» исполнительный директор союза Михаил Мальцев, проблемы начались этой осенью. «Нам просигнализировали, что из-за ремонтных работ стали подтверждать постановку только половины вагонов», — отметил он.

При этом, по его словам, исторически на глубоководные порты Прибалтики приходится довольно большая доля экспортных поставок — около трети. «Если говорить по шротам, то около 750 тыс. т в год идет через Прибалтику. Всего мы экспортируем около 2 млн т. Сейчас после совещания, я надеюсь, они вопрос с ремонтными работами оперативно решат, и мы рассчитываем, что начнут обеспечивать заявки в полном объеме», — добавил Мальцев. По данным Масложирового союза, предприятия оказались не готовы удерживать на своих площадках произведенную продукцию. Некоторые участники рынка опасаются, что если в ближайшее время вопрос с отгрузкой не будет урегулирован, то им придется существенно ограничить объемы выпускаемой продукции.

Директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Анатолий Куценко в ходе совещания заявил о необходимости проработать вопрос расширения возможностей по перевалке через другие порты. По данным Масложирового союза, потенциально маршруты можно перенаправить в Калининград и Санкт-Петербург, однако порты в этих городах требуют дополнительной модернизации. «Там есть инфраструктурные ограничения: эти порты необходимо расширять. Как раз мы это и обсуждали — прежде чем переключать потоки на российские порты, нужно обеспечить соответствующую инфраструктуру», — рассказал Мальцев.

Для решения проблемы в Минсельхозе организована работа оперативного штаба, в котором активно участвуют РЖД и Минтранс, сообщил Хатуов. Он указал на необходимость синхронизации работы трех логистических элементов: портовой перевалки, пропускной способности РЖД и перевалочных мощностей перерабатывающих предприятий, что позволит осуществлять отгрузки с максимальной эффективностью. В дальнейшем, по словам Мальцева, участники рынка совместно с Минсельхозом и Минтрансом планируют прорабатывать «единые подходы относительно выравнивая условий хозяйственной деятельности российских переработчиков».

По данным Федерального центра оценки безопасности и качества зерна, с июля 2015 года по июнь 2017-го Россия экспортировала 1,2 млн т подсолнечного шрота, что на 11% больше предыдущего сельхозгода. Соевого шрота вывезено за рубеж 247 тыс. т, рапсового — 113 тыс. т. По прогнозу Минсельхоза США, в сезоне-2017/18 Россия отправит на экспорт 1,5 млн т шрота из подсолнечника.

Загрузка...