Картофельный недобор. Урожай агрокультуры может сократиться на 3 млн т

В товарном секторе площади уменьшились на 47 тысяч гектаров
В товарном секторе площади уменьшились на 47 тысяч гектаров
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

После двух высокоурожайных сезонов производство картофеля снизится. Только промышленный сектор из-за уменьшения площадей и неблагоприятной погоды недоберет 900 тыс. т. Но сельхозпроизводителям это только на руку: сокращение сбора будет способствовать росту цен, которые в 2015 и 2016 году были на грани себестоимости

Рекорд по валовому сбору картофеля 2015 года и высокий урожай 2016-го вылились в низкую экономику отрасли в этих сезонах. Поэтому в текущем году сельхозпроизводители изначально были настроены на сокращение площадей агрокультуры. По данным Минсельхоза, в 2017-м картофель был посажен на 297 тыс. га (промышленный сектор), что почти на 14% меньше, чем в прошлом году.

Оценки сбора

В первую очередь посадку картофеля уменьшили средние и мелкие хозяйства, которые не были связаны долгосрочными, среднесрочными договорами и обязательствами перед торговыми сетями и компаниями-переработчиками, комментирует исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. При этом в товарном секторе снижение составило около 47 тыс. га. «Только из-за сокращения площадей в сельхозпредприятиях недобор картофеля может достигнуть около 900 тыс. т, — опасается эксперт. — А в целом по стране с учетом ЛПХ мы можем недосчитаться до 3 млн т, что примерно соответствует потреблению трех-четырех городов с численностью населения на уровне Москвы»

На середину сентября сельхозпредприятия и фермерские хозяйства собрали картофель с 80 тыс. га, в то время как в 2016-м в это время было обработано 125 тыс. га. Накопано 1,9 млн т против 2,8 млн т годом ранее, информировал . Уборка идет с отставанием по площади и накопленному объему клубней в сравнении с прошлым годом, хотя урожайность и выше, отмечала тогда гендиректор Института аграрного маркетинга () Елена Тюрина. Каким будет валовой сбор, можно будет сказать не раньше октября, подчеркивала она. По словам эксперта, если погода будет прохладной и дождливой, то есть вероятность, что страна получит картофель, который нельзя долго хранить. Урожай будет как минимум на 10% меньше, чем в 2016 году, считает аналитик Кирилл Лашин. И это без учета других факторов, способных повлиять на объем валового сбора, добавляет Красильников.


Невысокая доходность картофельного бизнеса в последние два сезона заметно ухудшила уровень технологий. Из-за сложных экономических условий некоторые аграрии использовали семена низких репродукций, на высокие просто не было денег, утверждает эксперт. Отдельной темой в этом году стали погодные условия. «Затяжная весна и продолжительные осадки в начале лета вынудили многих сельхозпроизводителей сдвинуть сроки посадки, — знает он. — По отдельным регионам отставание составило от 1,5 до 2,5 недель». А с учетом того, что картофель сажали в почву с низким температурным фоном, это, во-первых, спровоцировало развитие бактериозов и грибковых заболеваний, во-вторых, — уплотнение почвенного горизонта (агрокультура любит разрыхленную почву). Эти факторы замедлили начало вегетации.

Повышенные осадки также вызвали увеличение уровня заболеваний картофеля фитофторозом, ризоктониозом, альтернариозом. По словам Красильникова, те хозяйства, которые были «более-менее на плаву», соблюдали сроки и технологии борьбы с возбудителями болезней. Но это, безусловно, привело к увеличению затрат на 20-40%. «Средства защиты довольно дорогие, и это косвенно может повлиять на удорожание продукции в текущем сезоне, — полагает эксперт. — Кто не мог позволить себе СЗР, получат урожай низкого качества с повышенным фоном заболеваний, что ухудшит потребительские свойства картофеля, и он будет меньше востребован на товарном рынке».

Низкие температуры и высокая влажность во время клубнеобразования также отразятся и на урожайности: было сформировано меньше клубней. Резкий переход от низкого влагосодержания в почве к высокому сказался на товарных качествах картофеля: клубни получились с трещинами, разного размера, неровные и т. п., отмечает замдиректора ВНИИ картофельного хозяйства им. Лорха Виктор Старовойтов. Многое зависит и от погоды непосредственно при уборке. По его мнению, урожай будет на 3-5% ниже, чем в прошлом году.

Но не все регионы столкнулись с совокупностью этих негативных факторов. Так, Урал, Западная Сибирь, часть областей ЦФО прогнозируют урожай на 15-20% выше, чем в прошлом году. Хотя на северо-западе страны, в ряде регионов Поволжья (Чувашии, частично Нижегородской области) ожидается недобор на таких же уровнях, считает Красильников.

По урожайности отстаем от Европы

С 2000-х годов производство товарного картофеля выросло в три раза. Минимум был в 2004-м — 2,3 млн т, а рекорд в 2015-м — 7,2 млн т. Значительно увеличилась средняя урожайность — с 84 ц/га в 1995-м до 220 ц/га в 2016-м. По первым результатам сбора в этом году средняя урожайность на середину сентября превышала 238 ц/га. Но это недостаточный уровень по сравнению с Европой, считает Алексей Красильников из Картофельного союза. «Там урожайность менее 400 ц/га — прямой убыток, хозяйство считается нерентабельным и банкротится, — знает он. — Нам нужно наращивать уровень технологий, масштабы мелиорации, качество семян и выходить на сбор с гектара минимум в два раза больше, чем сейчас». В среднесрочной перспективе российские производители вполне могут достигнуть европейских результатов, уверен эксперт.


Производители заработают?

Несмотря на прогнозируемое сокращение сбора, объемы импорта вряд ли сильно увеличатся, полагает Старовойтов. Перепроизводство двух предыдущих сезонов, по его словам, стало довольно серьезной проблемой. Цены на картофель в опте иногда опускались до нерентабельного уровня, и сейчас покупатели, несмотря на изменение ситуации на рынке, хотят продукцию все по той же низкой цене. «Многие производители поставлены в крайне неудобное положение: им уже требуются деньги на уборку — на ГСМ, запчасти, заработную плату работникам, и имеющуюся продукцию приходится сдавать по заниженной цене, по себестоимости или даже ниже», — рассказывал эксперт в сентябре.

В течение сезона-2017/18 из-за уменьшения урожая стоимость картофеля должна увеличиться, думает Старовойтов. Пока оптовым покупателям психологически сложно поднять цены, но это придется сделать, уверен он. На середину сентября в опте картофель стоил 10 руб./кг. С начала сентября цены на картофель снижались на 3-5% в неделю в связи с тем, что производители старались продать товар как можно больше и быстрее, не оставляя на хранение, добавляет Тюрина. Цены вновь пойдут вверх лишь в конце октября, прогнозирует она. «Если в следующем году ценовая ситуация не улучшится, то, несмотря на принятую в связи с импортозамещением федеральную целевую программу „Картофелеводство“, площади под агрокультурой опять сократятся, — опасается Старовойтов. — Дешевые кредиты, конечно, поддержат сектор, но пока государству нужно регулировать этот рынок, он еще не должен быть полностью свободным».

Тем не менее статистика уже показывает рост импорта. За первое полугодие 2017-го ввоз картофеля увеличился более чем вдвое, примерно до 500 тыс. т. «Это около 8% от объема урожая прошлого года, цифра внушительная, — считает Лашин. — За рубежом закупается по большей части товарный картофель (95% от общего ввоза)». Возможно, импорт продолжит увеличиваться и в следующем году, не исключает эксперт, так как уровень потребления не снижается.

Для потребителей прогнозы снижения валового производства картофеля и возможного дефицита отечественной продукции, конечно, выглядят нерадостно. Но для аграриев это возможность избежать убытков. В последние два года закупочная цена картофеля опускалась ниже себестоимости, которая в среднем составляет 6-7 руб./кг. «А между тем это одна из самых затратных агрокультур! — акцентирует Красильников. — Если расходы на выращивание пшеницы оцениваются в среднем на уровне 50-60 тыс. руб./га, то при нормальных технологиях на картофеле они превышают 200 тыс. руб./га».


Однако высокая стоимость картофеля в торговых сетях не означает автоматически высокую доходность сельхозпроизводителей. По данным Красильникова, иногда ритейл переусердствует с наценками, особенно в межсезонье, реализуя этот социально значимый продукт по цене на 150-200% выше, чем в опте. Хотя есть и сезонные акции с наименьшей наценкой, добавляет эксперт. «Торговые сети не должны забирать себе большую часть маржи, и если у производителей рентабельность 20-25% считается хорошей, то у тех, кто занимается перепродажей, она явно не должна быть в два раза выше», — добавляет Старовойтов.

Заметного роста доходности аграриев может и не быть, даже несмотря на прогнозируемое сокращение производства, предупреждает Красильников. Поражение болезнями увеличит риски хранения такой продукции. Не исключено, что в сентябре-октябре многие сельхозпроизводители, столкнувшиеся с этой проблемой и не имеющие современных хранилищ, будут массово «сбрасывать» этот продукт на рынок. А значит, можно ожидать, что в этот период цены могут быть даже ниже, чем годом ранее, говорил Красильников в сентябре. «Однако если во время уборки начнутся проливные дожди, мешающие сбору, рынок может качнуться и в обратную сторону», — добавляет он.

Ввоз картофеля опять вырос

По данным ФТС, импорт картофеля за первое полугодие 2016 года составлял 235 тыс. т, а за аналогичный период 2017-го ввезено 492 тыс. т. Если в прошлом году на Египет приходилось 56% поставок картофеля, то в этом году — уже 65%, также вырос ввоз из Китая — с 19 тыс. т до 47 тыс. т, рассказывает Кирилл Лашин из Плодоовощного союза. «Несмотря на высокий урожай 2016 года, качественной лежкой продукции было мало, — поясняет Алексей Красильников из Картофельного союза. — В результате в апреле-июне этого года на рынке почти не оказалось отечественного картофеля, это отчасти спровоцировало увеличение импорта раннего картофеля из Египта, Азербайджана, Израиля».


Погода внесла коррективы

Сами сельхозпроизводители пока затрудняются прогнозировать свою доходность в этом году. Для овощеводов Урала летом погода была благоприятной. «Несмотря на то, что немного не хватило солнца, картофель получился высокого качества, — рассказывал директор хозяйства «Картофель» (Свердловская область) Игорь Картузов в сентябре. — Урожай выше среднегодового уровня, а вот с уборкой есть сложности: то трудимся до 12 ночи, то работа встает на целый день из-за непрекращающегося дождя». Руководитель опасался, что весь урожай собрать не удастся. Те хозяйства, где полностью ручной труд или слабая механизация, испытают еще более серьезные сложности. Так что цена на рынке будет приемлемой, прогнозировал он, — 12-14 руб./кг в опте, если удастся собрать большую часть урожая. Если же, например, из-за осадков значительный объем картофеля останется в поле, то цены пойдут вверх и могут достичь 20 руб./кг. «Сейчас можно найти картофель из мелких фермерских хозяйств и за 8-10 руб./кг, но нужно понимать, что он пригоден только для быстрого потребления, но не для длительного хранения», — акцентировал Картузов.

В хозяйстве «Еврохимсервиса» «Искра» (Новгородская область) в этом году картофелем заняли 210 га. «Урожай планируется небольшой, так как у нас на Северо-Западе сплошные дожди, хоть почва и песчаная, но все затоплено, очень сыро, — делится директор предприятия Игорь Лазуко. — Некоторые поля находятся буквально под водой, там урожай убрать уже не получится. Причем такая погода уже второй год подряд». Урожайность из-за этого вместо возможных 350 ц/га будет не выше 200-220 ц/га, считает он.

Свой картофель хозяйство сдает на оптовые базы. В прошлом году картофель стоил около 8-10 руб./кг. Из-за прогнозируемого недобора урожая Лазуко надеется на рост цен. «Если они останутся на уровне 2016-го, то в этом году рентабельность, скорее всего, будет отрицательная», — признает он. Хотя даже в этом случае руководитель не планирует уменьшать площади: «Будем ждать лучших цен».

Самарская компания «Молянов Агро Групп» в этом году отвела 250 га под семенной картофель и 150 га под продовольственный. «Погода сильно повлияла на сезон: холодная весна положительно сказалась на количестве клубней, но отрицательно — на их размере, — рассказывает гендиректор предприятия Владимир Молянов. — Поэтому мы получим урожай на 20% меньше на поздних сортах». Хотя цены на новый урожай на 20% выше прошлогодних уровней, что внушает оптимизм. Если осенью 2016-го они опускались до 6-8 руб./кг, то в этом сентябре колебались в пределах от 8-10 руб./кг до 12-14 руб./кг и были тенденции к росту. Еще один фактор, который может положительно сказаться на рыночной цене — неурожай в частных хозяйствах, обращает внимание Молянов. Те, кто надеялся на свой огород, будут вынуждены закупать картофель, и цена поднимется.

О показателях рентабельности руководитель пока затрудняется говорить. Очевидно одно: себестоимость в этом году меньше, чем в прошлом. Традиционно все лето картофель компании находится на орошении, а в этом июле в нем не было потребности благодаря регулярным естественным осадкам. «Прошлый год был для нас чуть ли не убыточным из-за переизбытка продукции на рынке и, соответственно, низкой цены реализации, — вспоминает Молянов. — Этот год может быть более выигрышным, но это будет ясно ближе к весне». Сохранить урожай до этого времени предприятию помогут собственные мощности по хранению. В следующем году «Молянов Агро Групп» планирует немного увеличить площади под картофелем.

У «Тамбовских ферм» план посадок расписан на пять лет вперед, заключен контракт с переработчиком, что дает стабильные цены. Весь картофель компании идет на производство чипсов. В этом году агрокультурой было занято 400 га. Однако сезон начался для предприятия не лучшим образом, признает гендиректор «Тамбовских ферм» Игорь Поляков. «Заморозки замедлили вегетационный рост, но в целом прохладная погода пошла картофелю на пользу, — рассказывает он. — Урожай в этом году будет хороший, хотя доходность едва ли превысит прошлогодние значения: пришлось потратиться на защиту от болезней, фитофторозы стали серьезной угрозой». По оценкам топ-менеджера, рентабельность ожидается в пределах 20-40%.

«Терра Де Люкс» (Тамбовская область) в этом году посадила 350 га картофеля. «Мы построили систему орошения под 150 га, ввели первую очередь картофелехранилища, — доволен замдиректора по развитию компании Андрей Буханцев. — Собранный в этом году картофель будет храниться там. Урожайность хорошая, уборка идет без отставания». По его словам, на хорошие результаты не повлияла даже погода: на участках семенного картофеля клубни, как и положено, некрупные, а товарный картофель, наоборот, больших размеров. Он прогнозирует более высокие цены, чем в прошлом году, из-за сокращения площадей по всей стране. В 2018-м компания планирует расширение производства.


Агрохолдинг «» в этом году рассчитывает суммарно получить до 80 тыс. т столового картофеля с 1,7 тыс. га в Нижегородской, Новгородской и Ростовской областях. В прошлом году было собрано 58 тыс. т с 1,38 тыс. га. «В дальнейшем планируем продолжать последовательно увеличивать площади и наращивать объемы производства», — комментирует руководитель дивизиона «Овощи» компании Валерий Масланов. По его словам, в Нижегородской области холодное начало лета повлияло на развитие клубней, поэтому в июне наблюдалось отставание по созреванию. Но в дальнейшем оно было преодолено, и урожай созрел в срок. К уборочным работам в этом регионе холдинг приступил 4-5 сентября, что укладывается в рамки традиционного графика. «В Новгородской области мы провели очистку мелиоративных каналов, чтобы избежать затопления полей — в связи с обильными осадками столкнулись с такой проблемой в прошлом году», — рассказывает Масланов. В Ростовской области по раннему картофелю урожайность получилась выше плановой и составила 410 ц/га, уборка второго урожая запланирована на октябрь.

Цены будут зависеть от валового сбора картофеля и его качества, продолжает руководитель. Если рынок будет перенасыщен картофелем, как в прошлом и позапрошлом годах, то они будут низкими. Пока рынок не сформирован, говорить сложно. Однозначно одно: картофеля в этом году будет меньше. Но прошлогодний урожай был очень высоким, производители просто не в силах столько сохранить, обращает внимание Масланов.

 

Нужны хранилища и упаковка

По данным Минсельхоза, дефицит мощностей для хранения плодоовощной продукции в России составляет 2 млн т. В этом году агроведомство одобрило субсидирование строительства картофеле-, овощехранилищ: инвесторам компенсируют 20% прямых затрат (218 млн руб.). По госпрограмме до 2020 года прогнозируется ввести новые картофелехранилища общим объемом 2,5 млн т, напоминает Алексей Красильников. «Таких результатов мы вряд ли достигнем, но если будут построены современные мощности хотя бы на 1-1,5 млн т, то это уже положительно скажется на рынке», — считает он. Если по старым нормативам картофель предусматривалось хранить максимум до 1 июня, то с учетом новых технологий продукция может лежать без потери качества до поступления на рынок нового урожая из южных и центральных регионов.

Программа по вводу овощехранилищ — важный шаг, только в прошлом году мы потеряли 2 млн т картофеля из-за проблем с хранением, напоминает Кирилл Лашин. «Если хранилища к 2020 году действительно увеличатся хотя бы на 1,5-1,8 млн т, нам вообще не нужно будет импортировать картофель, — говорит он. — Но по факту, увы, темпы ввода новых мощностей пока ниже намеченных».

Необходимо вкладывать средства и в первичную переработку картофеля: мыть и упаковывать его, считают эксперты. На продовольственном рынке наблюдается тренд изменения соотношения объемов традиционной торговли и сетевого ритейла. По итогам 2016 года доля первой (рынки, ярмарки, торговые точки формата «у дома» и т. п.) сократилась с 35 до 31%, в то время как доля сетей, напротив, возросла и превысила 53%. «С развитием сетевой торговли меняются потребительские предпочтения, требования к качеству продукта и формату упаковки, — комментирует Валерий Масланов. — В частности, растет спрос на мытый фасованный картофель». «» в этом году планирует реализовать в фасованном виде 70% собранного урожая. Выручка от продаж такого картофеля вдвое выше, утверждает топ-менеджер. При этом наличие технологичных мощностей хранения позволит компании реализовывать половину урожая с января по июнь следующего года.

Переработка поддержит рынок

Потребность России в картофеле Виктор Старовойтов из ВНИИ картофельного хозяйства им. Лорха оценивает в 30 млн т, из них 6 млн т — промышленное производство. Объемы урожая свыше этой цифры уже вызывают проблемы. «И не потому, что нам не нужен картофель, а потому, что у нас плохо развита переработка, — считает он. — Колебания сбора будут всегда, и в случае перепроизводства переработка нивелировала бы разницу».
В развитых странах 20-30% картофеля идет на переработку, знает эксперт. В России — около 5%. И это только от промышленного сбора, хотя хозяйства населения тоже могли бы сдавать картофель, например на крахмал, который, кстати, наша страна до сих пор импортирует.
Хотя в этом направлении есть некоторые подвижки, появляются новые проекты по производству сухого картофельного пюре для сектора быстрого питания, становится больше заводов по переработке картофеля в крахмал и чипсы, выпуску замороженного картофеля. Продукты с добавленной стоимостью, которые раньше импортировались, теперь производятся внутри страны, рассказывает Елена Тюрина из ИАМ. Старовойтов среди уже действующих крупных производств называет тульское хозяйство «Максим Горький» «Национальной земельной компании». Предприятие является крупнейшим в Европе переработчиком картофеля и производит картофельные хлопья. Другой заметный производитель — подмосковное предприятие «Озеры» (входит в «Малино»), выпускающее чипсы.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»